Французский мужской костюм состоял из белья, камзола,
жюстокора и кюлотов. В первой половине 18 века сорочка украшалась кружевом на
манжетах и высоких жабо. Жюстокор был прилегающего по талии силуэта и
расширялся к низу. Нижняя часть жюстокора, состоящая из клиньев, была на
жесткой полотняной или волосяной прокладке. Все детали подчеркивались вышивкой.
Жюстокор шили из бархата, шелка, атласа, позже из шерстяных и хлопчатобумажных
тканей. К концу века он становится строже и проще. Камзол в начале века почти
полностью повторяет фасонные и декоративные линии жюстокора. В течение 17 века
камзол также меняет форму, он укорачивается и к 60-м годам становится на
В 70-х гг. появляется изысканный мужской костюм - фрак,
прилегающий по бедрам, со скошенными полами, узким рукавом и небольшим
стояче-отложным воротником, впоследствии замененным высокой стойкой. Фрак
сначала шили из шелковых и бархатных тканей, используя вышивки, и пышную
отделку. К концу века фрак носят с камзолом, кюлотами, белыми чулками, плоскими
туфлями. Обычно все три основные части мужского костюма (фрак, камзол и кюлоты)
выполнялись в одном цвете или камзол и кюлоты — однотонные, фрак — в тональной
гармонии с ними. Иногда камзол был белым с богатой вышивкой цветным шелком.
В конце века вместе с нарядным французским фраком
появляется повседневный английский — двубортный с высоким срезом бортов,
отложным воротником и большими отворотами. Его шили из шерсти или плотной
хлопчатобумажной ткани.
Очень модной верхней одеждой стали теплые и удобные
сюртуки, отделанные мехом, часто на меховой подкладке. В 18 веке в моду вошли
шейные платки из белого полотна или батиста, которые туго забинтовывали на шее,
а поверх них модники носили черную шелковую ленту. Очень модным украшением
костюма считались брелоки, прикрепляемые на плетеных шнурках или цепочках к
поясу кюлот.
В 18 веке, в женском платье опять стали использовать
нижнюю каркасную юбку с металлическими обручами или обручами из китового уса.
Юбка пристегивалось на пуговицах к жесткому корсету. Корсет плотно шнуровался
сзади. Во второй половине века нижнюю юбку с кольцами заменяют двойными фижмами
— две полукупольные формы (для каждого бедра отдельно), которые соединялись
тесьмой на талии. На этой каркасной основе уже в начале века появляется новый
вид женского платья — кунтуш, или платье со складкой Ватто. Это свободное
цельнокроеное платье, узкое в плечах, мягко падающее на широкий каркас по линии
бедер. Спереди кунтуш низко открывал шею и грудь. Костюм дополняли светлые
шелковые чулки с вышивкой, туфли на высоком изогнутом каблуке.
В конце 70-х годов под влиянием классицизма создаются
платья «англез». В этих платьях не использовали каркасные юбки с кольцами, а
создавали изогнутый силуэт с помощью волосяной прокладки. Платье «англез»
состояло из облегающего лифа и прямой сборчатой юбки. Декольте чаще всего было
закрыто нагрудной косынкой. Более нарядным вариантом было двойное платье, где
верхнее застегивалось на груди, оставляя открытым весь перед нижнего платья.
Очень модными украшениями женских платьев были букеты
искусственных цветов, прикрепленных к груди, часы-брелок на цепочке, рюши из
кружев. В конце века стали модными такие драгоценные мелочи, как пуговицы,
пряжки на поясах и подвязках, брошки и заколки, гребни для причесок, ручки
вееров, зеркала и другие аксессуары.
В 18 веке прически приобрели особое значение. В первой
половине периода были модны небольшие по объему головки с открытым лбом,
буклями или локонами. В 70—80-х годах прически становятся чрезвычайно сложными
и высокими. Прически были настоящими произведениями искусства, составлявших
единое целое с головным убором; в них находили отражение международные события,
успехи в технике. Прически делались несколько часов и обильно посыпались
пудрой.
Мужчины завивали парики в боковой части, сзади их
укладывали косичкой с бантом.
В конце века у женской обуви имелся высокий каблук. Черная
обувь считалась парадной, коричневая предназначалась для прогулок, красная и
белая, была привилегией знатных дам.