В первой половине XVII века во всех европейских странах
наблюдается резкая перемена в отношении испанского вкуса и моды. Маньеристическая
мода, которая господствовала целых пятьдесят лет, в начале XVII века отступила.
В своем развитии она дошла до абсурда; одежда превратилась просто в футляр,
совершенно не связанный с человеческим телом и его пропорциями. Модная
стилизация, до которой дошли дамский райфрок и закрепленный лиф, сделанные как
самостоятельные части одежды и очень основательно, не имеет аналогий в истории
моды. Наиболее сильный отпор испанская мода получила в Голландии, конечно,
только со стороны состоятельных и самоуверенных мещан, в руках которых были
сосредоточены управление городами, землей, государством, и, главное, торговля.
Представители этого класса, называемые «регентами», были сторонниками
консервативной одежды прошлых эпох и имели влияние на формирование европейской
одежды этого периода. Их костюм, в основе еще позднеготический, был скромного
покроя, темных тонов; шился он из простых суконных тканей, умеренно дополненных
белыми воротниками и манжетами из полотна или батиста. Но, разумеется, и в этот
костюм «регентов» проникли элементы испанской моды, особенно в южных
Нидерландах; они проявлялись в форме воротников, также собранных складками
вокруг шеи, которые здесь достигли, можно сказать, размеров мельничного
жёрнова. Но и тогда были дэнди. Они использовали элементы испанской моды,
доведя их опять до абсурда. Основой нового костюма остаются такие давно
известные части одежды, как, например, испанский конусообразный плащ, только
теперь они повторили его стилизованную форму ещё раз в покрое штанов, т. н.
ринграве (rhingrave), манжет и шляп. Снова здесь повторяется треугольник, но
общий силуэт костюма теперь все-таки смягчился. Этому способствовали кружева,
ленты и батист.
Мода нидерландских мещан (за исключением упомянутой
эксцентричности) сохранила достоинство и умеренность, что найдет свое
продолжение в дальнейшем развитии моды. Голландская мода одержала победу над
деформированной испанской одеждой периода маньеризма и оказала решающее влияние
на европейскую одежду первой половины XVII века. Тогда же возникают и
национальные моды во Франции, Фландрии, в Германии и в Чехии. В Чехии,
например, по голландской моде одеваются мещане и дворяне, в Англии эту моду
заимствовали пуритане и торговцы.
В тридцатых годах в европейских салонах находят себе
применение элементы немецко-шведской военной формы, которая появилась во время
Тридцатилетней войны. Дворяне тогда позировали перед художниками в легкой
свободной куртке, не разрезанной в талии, с длинными фалдами, которая пришла на
смену плотно застегнутой и подбитой ватой испанской куртке. Она была
изготовлена из шелка или атласа, мужественный вид ей придавали погоны. Эта
куртка украшалась кружевным воротником, который весьма «легкомысленно» ниспадал
с плеч. Узкий пояс с подвешенной шпагой сменила широкая развевающаяся лента,
которая носилась через плечо. Первоначально она была частью форменной одежды
того времени.
Испанские короткие дутые штаны в виде трубок удлинились
ниже колен, а вместе с ними изменилась и обувь. Испанские туфли сменили высокие
военные сапоги, часто выше колен, вытянутые в виде кулька таким образом, чтобы
их можно было наполнить кружевами. И при этом они имели военные шпоры. Таким
образом, и здесь франты перегибают палку, прежде полезные составные части
костюма теперь превращаются в украшение. Кавалер носит длинные вьющиеся волосы
и мягкую плоскую фетровую шляпу, украшенную развевающимися перьями, и плащ.
Мода того времени отдает предпочтение кружевам, их используют для своей одежды
и мужчины, и женщины. Драгоценности теперь пользуются гораздо меньшей популярностью,
нежели раньше. Причины различны: Германия отказывается от драгоценностей,
вероятно, по причинам экономическим, Англия и Голландия - по причинам
религиозным. За этими переменами можно видеть и новые оценки. В драгоценностях
главную роль играл ценный материал, в кружевах - наибольшую роль играет
человеческий труд, который, начиная с XVII века, вступает в историю
человечества, как самостоятельный фактор, который только в будущем получит
настоящую оценку.
В истории женской моды первой половины XVII века обращает
на себя внимание имя замечательного чешского гравера Вацлава Голлара. В свое
время он не имел себе равных. Голлар изобразил различную женскую одежду,
показал, как она изменялась в зависимости от времен года и от надобности; он
рисует одежду мещан и дворян, а также различные дополнения к ней. В 1636 году
он нарисовал одежду пражской мещанки в длинной накидке, достигающей почти до
половины икр. Накидка была украшена опушкой из меха, а также каким-то
квадратным «морским» воротником, происхождение которого приписывается чехам.
Этот зимний наряд дополняет маленькая муфта из меха с длинным ворсом,
контрастирующим с полосатым мехом на оторочке накидки. В 1643 году Голлар
изобразил дочь пражского мещанина также в накидке, украшенной мехом; нижняя одежда
её дополнена батистовым воротником, который в Чехии заменил широкие
накрахмаленные воротники, собираемые в складки вокруг шеи. Эти воротники носили
в Чехии тогда, по большей части, мещане, но мы найдем их и на дворянских
портретах. Среди горожан их носят также художники и ремесленники. В других
европейских странах воротник квадратной формы является скорее привилегией
культурных слоев населения - это деталь одежды бакалавров, студентов
университета, воспитателей дворянства, врачей и т. д. Таким образом, он стал
отличительной чертой тех слоев населения, которые отвергли испанский складчатый
воротник вокруг шеи. Этот последний удержался только в консервативных кругах, а
когда он совсем вышел из моды (в конце XVIII века стал даже признаком
оскорбительным), то его должны были носить евреи.
В XVII веке видную роль в одежде играют рукава. Они
дополнены белыми манжетами с кружевами, в виде кулька, которые достигали почти
локтя. Позже длина рукава сокращается, и к середине столетия он едва закрывает
локоть. Тогда рукав изменил и свой вид: он расширился, часто это позволяло
видеть присборенный рукав нижней рубашки. Рукав бывал расширен также у плеч и
сшит только в запястье.
Во второй половине XVII века очень модными стали меховые
муфты, о которых в 1662 году Самуэл Пепис говорит, что их носили и мужчины, и
женщины. Он упоминает также обо всех видах масок, которые стали всеобщей
европейской модой. Но уже в 1712 году они стали только признаком легкомысленных
женщин, приличные же женщины могли их носить только во время праздничных
театральных премьер. Все эти перемены в одежде и в дополнениях к ней Голлар
схватывает в своих гравюрах и томно выражает новые модные тенденции. Женское
платье тогда избавилось от широких юбок на обручах, подобно мужскому костюму,
линии которого также стали более мягкими и плавными. Лифы опять стали
шнуроваться, а нижнее белье опять находит применение во внешнем виде костюма.
Однако, в целом одежда той поры во многом проще одежды
предыдущих эпох. Поэтому Богуслав Балбин еще в 1681 году, вспоминая об одежде
своих предков, говорит: «...она была во много раз дороже нашей. Мы никогда не
сможем с ней сравниться ни в великолепии, ни в блеске, ни в стоимости одежды.
Теперь носят фальшивое золото и серебро, металл нашего времени ослеп, выглядит
больным, сукно, полотно и шелк кажутся комичными по сравнению со старинной
парчой, они не излучают света, не имеют приятности красок и богатства старых
времен».